Неточные совпадения
Но все-таки он еще был недоволен тем, что мог являться по два раза в день, приносить книги, ноты, приходить обедать запросто. Он привык к
обществу новых современных
нравов и к непринужденному обхождению с женщинами.
Вскоре после смерти жены он было попросился туда, но образ его жизни,
нравы и его затеи так были известны в
обществе, что ему, в ответ на просьбу, коротко отвечено было: «Незачем». Он пожевал губами, похандрил, потом сделал какое-то громадное, дорогое сумасбродство и успокоился. После того, уже промотавшись окончательно, он в Париж не порывался.
Разврат выработал себе свои обычаи, почти принципы, и царствует в людском
обществе, среди хаоса понятий и страстей, среди анархии
нравов…»
Общество городское было разнообразное, многолюдное и веселое, гостеприимное и богатое, принимали же меня везде хорошо, ибо был я отроду
нрава веселого, да к тому же и слыл не за бедного, что в свете значит немало.
За границей теперь как будто и не бьют совсем,
нравы, что ли, очистились, али уж законы такие устроились, что человек человека как будто уж и не смеет посечь, но зато они вознаградили себя другим и тоже чисто национальным, как и у нас, и до того национальным, что у нас оно как будто и невозможно, хотя, впрочем, кажется, и у нас прививается, особенно со времени религиозного движения в нашем высшем
обществе.
Понеже добродетель есть вершина деяний человеческих, то исполнение ее ничем не долженствует быть препинаемо. Небреги обычаев и
нравов, небреги закона гражданского и священного, столь святыя в
обществе вещи, буде исполнение оных отлучает тебя от добродетели. Не дерзай николи нарушения ее прикрывати робостию благоразумия. Благоденствен без нее будешь во внешности, но блажен николи.
Если в
обществе нравы и обычаи не противны закону, если закон не полагает добродетели преткновений в ее шествии, то исполнение правил общежития есть легко.
Тебя облек я во порфиру
Равенство в
обществе блюсти,
Вдовицу призирать и сиру,
От бед невинность чтоб спасти,
Отцом ей быть чадолюбивым,
Но мстителем непримиримым
Пороку, лже и клевете;
Заслуги честью награждати,
Устройством зло предупреждати,
Хранити
нравы в чистоте.
Отчего целое
общество терпит в своих
нравах такое множество самодуров, мешающих развитию всякого порядка и правды?
Сепаратисты тоже любили молодую духовную чету за ее веселый, добрый
нрав, искренность и безобидчивость, составляющую большую редкость в уездных
обществах.
Уездное
общество ей было положительно гадко, и она весьма тщательно старалась избегать всякого с ним сближения, но делала это чрезвычайно осторожно, во-первых, чтобы не огорчить отца, прожившего в этом
обществе свой век, а во-вторых, и потому, что терпимость и мягкость были преобладающими чертами ее доброго
нрава.
— А потом — то, что улучшатся
нравы:
общество доведется до сознания разных его скверностей, с которыми оно прежде спокойно уживалось.
Возражение это, прежде всего, не весьма нравственно, хотя по преимуществу слышится со стороны людей, считающих себя охранителями добрых
нравов в
обществе.
— Напротив, профессора поддерживают это, что, по-моему, до некоторой степени основательно; во-первых, это открывает клапан молодечеству, столь свойственному юношам, развивает в них потом храбрость, а главнее всего, этот обычай — по крайней мере так это было в мое время — до того сильно коренится в
нравах всего немецкого
общества, что иногда молодые девицы отказывают в руке тем студентам, у которых нет на лице шрама.
Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований,
нравов и степени образованности русского
общества во вторую половину XVI столетия.
Вот от этих-то нежелательных возникновений и вопросов и оберегает дирижирующие классы французского
общества то систематическое лицемерие, которое, не довольствуясь почвою обычая, переходит на почву легальности и из простой черты
нравов становится законом, имеющим характер принудительный.
Отвратительное оружие намеков и обиняков, выгнанное образованностью в
общество мещан, горничных и лакеев, было тогда оружием страшным и общеупотребительным в домах деревенских помещиков, по большей части весьма близких с своей прислугой и
нравами и образованием.
Но все-таки не надо думать, что
общество когда-нибудь погибнет под гнетом этого уныния и что оно вынуждено будет воспринять хлевные принципы в свои
нравы.
Но всего более приводили меня в отчаяние товарищи: старшие возрастом и ученики средних классов не обращали на меня внимания, а мальчики одних лет со мною и даже моложе, находившиеся в низшем классе, по большей части были нестерпимые шалуны и озорники; с остальными я имел так мало сходного, общего в наших понятиях, интересах и
нравах, что не мог с ними сблизиться и посреди многочисленного
общества оставался уединенным.
Без сомнения, великие исторические преобразователи имеют большое влияние на развитие и ход исторических событий в свое время и в своем народе; но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и
нравов того времени и того
общества, на которое потом начинают они действовать силою своего гения.
Мы очень хорошо понимаем, как искусственны были
нравы, привычки, весь образ мыслей времен Людовика XIV; мы приблизились к природе, гораздо лучше донимаем и ценим ее, нежели понимало и ценило
общество XVII века; тем не менее мы еще очень далеки от природы; наши привычки,
нравы, весь образ жизни и вследствие того весь образ мыслей еще очень искусственны.
Нравы создают Ташкент на всяком месте; бывают в жизни
обществ минуты, когда Ташкент насильно стучится в каждую дверь и становится на неизбежную очередь для всякого существования.
В нем сосредоточивалось все, что составляло цвет тогдашней литературы; его издатели были люди, стоявшие по образованию далеко выше большей части своих соотечественников; стремления их клонились именно к тому, чтобы изобразить
нравы современного им русского
общества, выставив напоказ и дурное и хорошее.
Кто знает
нравы нашего
общества того времени, особенно провинциального, тот оценит справедливость и грустное значение этих заметок.
(64) Статья «Собеседника» заимствована, конечно, из «Письмовника», первое издание которого, под именем «Универсальной грамматики», вышло еще в 1769 году. Там статья эта носит название: «Повесть о том, как некоего юношу друзья его уверили, что он ослеп». Помещена она (см. пятое издание, 1793) там под № 234, тотчас после знаменитой в свое время «Потешной повести о педанте», которая одна даже могла бы дать понятие о
нравах того
общества, в котором печатались и имели успех подобные вещи.
Белесова. Вы грубый, вы дурно воспитанный человек! У кого вы учились обращаться с женщинами? Боже мой! И этот человек мог быть моим мужем! Теперь я верю вашей матери, что вы чуждались, бегали
общества, это видно по всему.
Нравы, приемы, обращение с женщинами порядочных людей вам совершенно незнакомы. В вас нет ни приличия, ни чувства деликатности. Каких вы женщин видели? Любопытно знать то
общество, то знакомство, в котором вы усвоили себе такие изящные манеры и такую отборную фразеологию.
Является потребность в изображении
нравов; а так как
нравы, от начала человеческих
обществ до наших времен, были всегда очень плохи, то изображение их всегда переходит в сатиру.
Говоря о
нравах, Правдомыслов обвиняет
общество в страсти к тяжбам и утверждает, что половина жалоб на судей несправедливы и происходят оттого, что неправая сторона, будучи обвинена, всегда остается недовольною и старается очернить правосудие.
Но и на такое обвинение
общество наше не имеет
нрава.
Такой картины
нравов (при всей смешанности понятий, господствующей в самом обличении), конечно, никто не назовет отрадною; а нужно прибавить, что Карамзин еще значительно смягчил многие выражения «Стоглавника». Пусть же судит по этому беспристрастный читатель, до какой степени одушевлено было русское
общество теми высокими нравственными началами, которые должны были сделаться ему известными, — и формально были известны, — со времени Владимира.
Можно ли же после этого сказать, что она была двигательницею
общества по пути к совершенству? стоит ли также говорить о ее благотворном влиянии на исправление
нравов?
Г. Милюков говорит, что «сатира всегда сражалась с массою, которая постепенно уменьшается; что она враждовала с настоящим, как с остатками прошедшего, указывая на славное будущее; что она всегда производила благотворное действие на
нравы; что в сатире
общество наше нашло того двигателя, который постоянно продолжает вести его по пути к совершенству, уничтожая преграды, поставленные вековым отчуждением и невежеством».
— Если пропал, то это дело медика. Говорят, что есть такие люди, которые могут приставить какой угодно нос. Но, впрочем, я замечаю, что вы должны быть человек веселого
нрава и любите в
обществе пошутить.
Русское
общество с Петра I раза четыре изменяло
нравы. Об екатерининских стариках говорили очень много, но люди александровского времени будто забыты, оттого ли, что они ближе к нам, или от чего другого, но их мало выводят на сцену, несмотря на то, что они совсем не похожи на современных актеров «памятной книжки» и действующих лиц «адрес-календаря».
Наш город был один из глухих городов «черты». В то время как в других местах и костюмы, и
нравы еврейской среды уже сильно менялись, — у нас, несмотря на то, что еще не исчезла память о драконовских мерах прежнего начальства, резавшего пейсы и полы длинных кафтанов, — особенности еврейского костюма уцелели в полной неприкосновенности. Полицейские облавы прежних времен имели исключительно характер «фискальный». Еврейское
общество платило, что следует, и после этого все опять шло по-старому.
Мы так далеко отодвинулись от этой жизни (говоря об образованном классе
общества), столько испытали чуждых влияний после того, столько приобрели новых знаний, так расширили свой круг зрения, что нам странно и неловко всматриваться в старинные
нравы, столь отличные от наших, сочувствовать стремлениям, для нас совершенно чуждым, принимать суждения и взгляды на жизнь, нам решительно непонятные…
В
обществе, где холодное высокомерие и равнодушие считаются признаком хорошего воспитания и благородного
нрава, следует прятать свою страсть.
Понятия о добре и зле, воплощенные в
нравах, зависят от
общества, от социальности, но само добро и зло не зависит; наоборот,
общество, социальность зависит от самого добра и зла, от их онтологии.
Ложь коммунизма, источник рабства и насилия в нем, коренится в том, что коммунизм совсем не преодолевает абсолютного
нрава собственности, но хочет сделать субъектом этого права коммуну, коллектив, коммунистическое
общество или государство.
Нравственная жизнь, субъектом которой является
общество, есть уже жизнь охлажденная, жизнь
нравов, обычаев, общественного мнения.
Мои оценки тогдашних литераторских
нравов, полемики, проявление"нигилистического"духа — все это было бы, конечно, гораздо уравновешеннее, если б можно было сходиться с своими собратами, если б такой молодой писатель, каким был я тогда, попадал чаще в писательскую среду. А ведь тогда были только журнальные кружки. Никакого
общества, клуба не имелось. Были только редакции с своими ближайшими сотрудниками.
Попал я через одного француза с первых же дней моего житья в этот сезон в пансиончик с общим столом, где сошелся с русским отставным моряком Д. — агентом нашего"
Общества пароходства и торговли", образованным и радушным холостяком, очень либеральных идей и взглядов, хорошо изучившим лондонскую жизнь. Он тоже не мало водил и возил меня по Лондону, особенно по части экскурсий в мир всякого рода курьезов и публичных увеселений, где"
нравы"с их отрицательной стороны всего легче и удобнее изучать.
Нравы семей, составлявших тогдашнее «
общество», были сами по себе вовсе не грязнее нынешних.
Немцы играли в Мариинском театре, переделанном из цирка, и немецкий спектакль оставил во мне смутную память. Тогда в Мариинском театре давали и русские оперы; но театр этот был еще в загоне у публики, и никто бы не мог предвидеть, что русские оперные представления заменят итальянцев и Мариинский театр сделается тем, чем был Большой в дни итальянцев, что он будет всегда полон, что абонемент на русскую оперу так войдет в
нравы высшего петербургского
общества.
Были казенные студенты, живущие в университете или нет (как в Петербурге), были кое-какие субсидии, но такого всеобщего искания денежной поддержки от государства и
общества положительно не водилось в
нравах студентов ни в Казани, ни в Дерпте.
Вероятно, если бы в России жилось получше, то людям, европейски образованным, привыкшим к
обществу с истинно культурными
нравами, жилось бы у нас легче.
Только одна тысячная доля ее подлежит закону, остальная часть происходит вне его, в сфере
нравов и воззрения
общества.
Буржуазность социального происхождения, она всегда означает господство
общества над человеком, над неповторимой, оригинальной, единственной человеческой личностью, тиранию общественного мнения и общественных
нравов.
Живя в веке развращенном, в
обществе, в котором обольщение считалось молодечеством и пороки такого рода нянчились беззакониями временщика, свивавшего из них свои вожжи и бичи; зараженный общим послаблением
нравов и порабощенный своей безрассудной любви, Волынской думал только об удовольствиях, которые она ему готовит.
Стр. 142.…при регентстве. — Время регентства Филиппа Орлеанского (1715–1723) считается периодом исключительной распущенности
нравов во французском аристократическом
обществе.